Тарутанова А-К

История Покровской церкви сельца Ивановское

2013 г



Ах, церковь, старая, родная,

Тебя издалека видать И ты, раскинув купол - крылья, Как сына, вышла мать встречать...

В.Гайворонский



Стоит в центре села Ивановка, обветшавшая от времени, старая церковь. Что помнят ее покосившиеся купола? О чем могут поведать нам сохранившиеся на них кресты? Даже каменные храмы разрушены за последнее бурное столетие, а эта церковь каким - то чудом уцелела. Речь идет об одной из немногих сохранившихся пока еще, но незаслуженно забытых церквей: о деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Село Ивановка образовано в 1786 году. По сведениям на 1877 год в нем насчитывался 91 двор, в котором проживало 277 мужчин и 243 женщины. Имелись часовня, сельское правление, питейное заведение, кузница, пожарный обоз,одиннадцать мельниц, торговая лавка. Сельцо было небольшое и небогатое. Своей церкви в нем не было. Жители были приписаны к Енотаевскому Троицкому собору. Желание иметь свою церковь было огромное возможностей построить новую не было. Крестьяне решили купить церковь у общества ст.Сероглазинской. 3 мая 1885 года церковь с иконостасом - главным и придельным, оградой, сторожкой, иконами, хоругви были проданы в Ивановку. Сероглазинским казакам разрешено строительство новой церкви, а эта уже простояла в станице 56 лет. Она была первым храмом со времени существования станицы. В свою очередь и в Сероглазку он был перевезен из Черногрядинской при переселении «казачьего сословия людей в означенную станицу». Таким образом, церковь, о которой идет речь, впервые построена вновь была в Черногрядинской. Разрешено строительство в 1780 году, а освящена церковь 11 сентября (ст.ст.)1786 года в проезд по епархии Владыки Антония. Возможно это мистическое совпадение, что церковь освящена и село, в котором она в дальнейшем существовала, образовано в один и тот же год.

В 1820 г из Черногрядинской станицы пришли в Сероглазку казаки на постоянное место жительства и перенесли с собой церковь ( между Черногрядинской и Сероглазкой всего 2 версгы). «Храм деревянный на каменном фундаменте с таковой же, в одной связи, колокольней и оградой, теплый построен в 1885 году во имя Св. Ап. Петра и Павла, однопрестольный, утварью достаточный.» Впервые о храме упоминается в челобитной купцов «урочища на Черной гряде, что вверх по Волге в 100 верстах от Астрахани, где имеются у них рыболовные ватаги и прочие ловецкие станы, на которых находятся российского закона мужей с женами и детьми немалое число, и просят «о разрешении им там построить церковь во имя Св.Троицы».

Церковь построена, но, почему то во имя Св.Ап.Петра и Павла. Как то видно из нового ходатайства, поступившего к епархиальной власти в 1780году, а именно: «Черногрядинской Петропавловской церкви священники Михаил Нестеров и Яков Стефанов с прихожанами просят разрешить им построить вместо ветхой, деревянной церкви во имя Св. Ап. Петра и Павла вновь новую, на другом удобном месте с выдачей охранной грамоты; каковая постройка церкви и была разрешена 21 сентября 1780 года». Вновь построенная жителями Черногрядинской станицы Астраханского уезда деревянная церковь во имя Св. Ап. Петра и Павла в проезд по епархии Владыки Антония им была освящена 11 сентября 1786 года. О прежней церкви, оставшейся без употребления, поступил рапорт священника и благочинного Лебяжинской станицы о том, что «в Черногрядинской слободе ветхая церковь, которая была к службе неспособна, 1 мая 1879 года упала вся до основания и переломалась, и куда употреблять неизвестно». Определено лес употребить на благоугодное дело, на печение просфор и т. п. 12 мая 1826 года поверенный общества казаков ст.Сероглазинской, в прошении своем изложил, что «по упразднению Черногрядинского селения, и по переселению из оного казачьего сословия людей в означенную станицу, деревянная наша церковь во имя Св. Ап. Петра и Павла находится в отдаленном расстоянии от станицы, на пустом месте, отчего может подвергаться хищничеству злонамеренных людей и, кроме сего, церковь сия как сооруженная на деревянном фундаменте, приметно начинает повреждаться, а посему просил разрешения на перенос той церкви ближе к станице на средства общества». Разрешение было дано 12 ноября. Благочинный донес, что церковь постройкой окончена; было предложено ему же освятить. Этот храм первый, со времени возникновения Сероглазинской станицы просуществовал 56 лет. Тогда как в 1882 году 22 июня доверенный от общества ст. Сероглазинской подал прошение, в коем изложил, что «при переселении в 1820 х годах ст. Сероглазинской из селения Черногрядинского на занимаемое ею настоящее место, была перенесена и деревянная церковь во имя Св. Ап. Петра и Павла

С течением времени станицу подмывает водою, а также является нужда в исправлении с основания церкви, весьма ветхой, или же постройкой новой по числу прихожан». Просил соорудить новую церковь. Старую церковь разрешить продать 3 мая 1885 года крестьянам села Ивановки, а деньги употребить на строительство новой». Гак в селе Ивановка появилась своя церковь.

1 мая 1888 года «командирован состоявший в запрещении священно служения на вакансии псаломщика при Грачевской Донской церкви Енотаевского уезда священник Константин Дмитриевский к приписной к Енотаевскому собору церкви в деревне Ивановка с разрешением священно служения и званием заштатного священника». Утвержден в должности церковного старосты к Покровской церкви сельца Ивановского, Енотаевског о уезда крестьянин Григорий Скрипченков.

ЖИЗНЬ ПРИХОДА

В 1889 году при Покровской церкви сельца Ивановского открыт с разрешения Святейшего Синода самостоятельный приход из жителей этого сельца и сельца Николаевки. Сельцо Николаевка расположено рядом с Ивановкой. Основано в 1833 году. Это тоже бывшее имение помещика Ивана Кишенского. Иван Кишенский купил эти земли и расселил в селах Ивановка, Николаевка и Федоровка своих крестьян, а потом оставил эти земли в наследство своим сыновьям, именем которых они и названы. Прихожанам означенных сел положено производить денежное содержание священнику и псаломщику по 200 рублей в год. Отвести каждому пахотной и сенокосной земли по 10 десятин, построить два дома для помещения священника и псаломщика. В сентябре этого года предоставлено место священника дьякону села Орловское, Бобровского уезда, Воронежской губернии Михайло - Архангельской церкви

Тихону Иларионову. В ноябре он рукоположен в священники. «Исправляющим» должность псаломщика к Покровской церкви сельца Ивановского назначен священнический сын Павел Фортунатов.

В августе 1890 года его Преосвященство Астраханской епархии Павел предпринял обозрение приходов епархии. Без предварительного извещения о том, в сопровождении одного протодьякона и прислуги, частью сухим частью водным путем, он посетил г.Енотаевск, с.Ивановское, станицы Копановская, Ветлянка, Пришиб, Грачи. Его с радостью встречали празднично одетые жители, церковные старосты выходили с хлебом и солью, священно служащие в полном облачении с обычными встречными молитвословами. При выходе из храма, он посещал дома священников. Из беседы со священником Покровской церкви сельца Ивановское-Тихоном Иларионовым узнал, что к Енотаевскому собору причислена деревня Федоровка с населением 100 душ обоего полу, отстоящая от собора в 12 верстах, а от Ивановского - в 6 верстах. Его Преосвященство для улучшения прихода Ивановского предложил о.Благочинному (протоирею Енотаевского собора) и священнику с.Ивановское перечислить деревню к Ивановскому. В селе не оказалось ни министерской, ни церковноприходской школы. Его Преосвященство увидел, что в селе нет школы, и возбудил желание у прихожан иметь у себя церковно -приходскую школу. «Прихожане и священник с полным сочувствием приняли Архипастырское указание, тотчас заявили желание приспособить на собственные средства с добавлением таковых от Училищного совета под помещение для церковной школы находящуюся без употребления близ священнического дома деревянную часовню. На что в свою очередь Архипастырем объявлено согласие». Письменное ходатайство о школе от общества сельца Ивановского получено Преосвященством вскоре по возвращению его в Астрахань и ему дано надлежащее направление.

ОТКРЫТИЕ ЦЕРКОВНОПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ

В 1891 году Епархиальным Училищным Советом отпущено 600 рублей на постройку школьного здания, и, с начала 1891-1892 учебного года, в школе начались занятия. Заведующим и законоучителем в школе был священник. В школе обучались только мальчики. Ивановская ЦПШ была четвертой в VI наблюдательском округе за Владимирской (1884 г.), Пришибинской (ноябрь 1885 г.), Никольской (1 декабря 1885 г.).

В апреле 1892 года через Астраханскую Казенную палату причту с.Ивановки на классные принадлежности отпущено 100 рублей, на жалованье учительнице 120 рублей и от церкви 60 рублей. Тихон Иларионов был также членом Енотаевского уездного отделения Епархиального Училищного Совета, исполнял обязанности секретаря. В 1891-1892 гг. был сотрудником Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества. В июле 1892 года Тихон Иларионов перемещен к Старицкой Казанской церкви, а исправляющий должность псаломщика Павел Фортунатов переведен к Енотаевскому собору 2 октября 1892 года. Должность церковного старосты (их избирали на 3 года) с 1892 года выполнял крестьянин Скрипченков Николай. Церковные старосты приобретали для церквей восковые свечи, ладан, деревянное масло, огарки сдавали на завод. Как правило, избирали на это место крепких зажиточных мужиков. Церковными представителями для присутствия при проверке ежемесячных церковных сумм в это время были крестьяне - Павел Юдин (участник русско - турецкой войны 1877-1878 гг. воевал у генерала Скобелева) и Петр Дмитриевич Казначеев (имел статус сельского заседателя уездного полицейского управления с 1887 года).

19 сентября 1892 года определен псаломщиком церковник Иван Благонравов.

Иван Герасимович Благонравов (1866 г.р.) из духовного звания. В 1881 году уволился из

Камышинского духовного училища из 2 класса. В 1887 году был принят на военную службу.

Жена-Марфа, 04.08.1871 г.р., сын-Иван, (16.10.1894 - 20.07.1979 гг.), сын - Венедикт (12.03.1910 г.р.).

1896 год - Иван Благонравов посвящен в стихарь. В 1900 году 15 апреля от Епархиального училищного совета получил денежную награду 10 рублей за труды по школе.

15 декабря 1900 года получил благодарность от Епархиального училищного совета за усердие и полезные труды в школе. Служил в Покровской церкви 14 лет до 1906 года. В 1906 году перемещен на псаломническую вакансию к Енотаевскому Свято - Троицкому собору. В 1906 году рукоположен в дьяконы. В 1909 году Советом Епархиального Кирилло - Мефодиевского братства был назначен заведующим Иконно-книжного склада в г.Енотаевске. В 1912 году ему преподано Архипастырское благославение Его Преосвященства. В 1914 году утвержден в звании депутата на предстоящем Епархиальном съезде духовенства от 1 округа Енотаевского уезда. В 1916 году определен на дьяконскую вакансию к Петропавловской церкви села Самосделки.

Из отчета по ЦПШ за 1893-1894 гг «В школе обучалось 57 мальчиков. Законоучитель священник Василий Маврикийский. Учительница Любовь Станкова, окончившая курс Саратовского Епархиального женского училища, по мере сил и возможностей относилась к своим обязанностям старательно и усердно, заботилась об исполнении программ и усвоении учащимися преподаваемых сведений. Кроме жалованья 120 рублей, Л.Станковой выдано 25 рублей на награды от Епархиального Училищного Совета».

Весной 1895 года утвержден в должности церковного старосты вновь крестьянин Николай Скрипченков. Представители от прихожан для присутствия при ежемесячной проверке церковных сумм - крестьяне Алексей Бобров и Зот Шалашов.

16 сентября 1895 года в газете Астраханские Епархиальные Ведомости (АЕВ) за №18 вышла статья «Высочайшее одобрение»: «От Астраханского Преосвященного поступило к Обер-Прокурору Святейшего Синода сообщение о том, что в ознаменования бракосочетания Его Императорского Величества прихожане Покровской церкви села Ивановка, Енотаевского уезда, Астраханской епархии, приобрели для сей церкви колокол, весом 52 иуда, 8 фунтов, стоимостью 823 рубля.

На всеподданейшем докладе Синодального Обер -Прокурора об этом и других таковых выражениях верно подданических и религиозно - патриотических чувств Его Императорскому величеству, в 17-й день июля 1895 года благоугодно было собственноручно начертать: «Читал с удовольствием».

Из отчета о ЦПШ за 1894-1895 гг. «В Ивановке обучалось 40 мальчиков. Среди выдающихся деятелей школьного дела, с усердием посвятившим свои силы в отчетном году делу религиозно нравственного воспитания и обучения питомцев их школ в Енотаевском уезде, отмечен заведующий и законоучитель ЦПШ села Ивановки Василий Маврикийский. По отчетам епархиальных наблюдателей среди деятелей, потрудившихся в отчетном году с усердием и любовью к школьному делу - Любовь Станкова. К 120 рублей жалованья, она получила 25 рублей как награду особенно отличившимся усердием в деле обучения от Епархиального Училищного Совета и от церкви-60 рублей. Со льготой по воинской повинности курс Ивановской ЦПШ окончили 10 человек. При отличном поведении оказавшим отлично хорошие успехи были выданы Похвальные листы-2 мальчикам.»

В школьном здании проводились воскресные и праздничные чтения. Чтения обычно начинались от общего пения всеми присутствующими молитвы «Царю небесный», затем законоучитель или учитель читал статью религиозно нравственного содержания. Для осмотра и наблюдения школу посетил земский начальник фон Брикман и наблюдатель VI округа Св. Успенской церкви в ст. Копановская Василий Ястребов, в чьем ведении находилась Ивановская ЦПШ. Он вникал во все нужды школьного дела, хозяйственные и учебные дела, проверял документы. Наблюдатели выдавали свидетельство об окончании курса за своей подписью, местного законоучителя и учителей. Свидетельства выдавались после годичных испытаний на специальных бланках. Переводные и выпускные экзамены, на которых присутствовали наблюдатели, проходили с 15 по 22 мая. Сведения о выданных свидетельствах вносили в годичный отчет о состоянии ЦПШ их округа.

Свидетельство об окончании Ивановской ЦПШ

Имя - Максим Отчество - Степанович Фамилия - Селиверстов

Место рождения - село Ивановка, Енотаевского уезда, Астраханской губернии

Год, месяц и день - 1879 год, августа 12 дня Обучался в Ивановской одно классной церковно приходской школе Закону Божьему Церковному пению Церковно славянской грамоте Русскому языку Счислению и чистописанию

и успешно закончил курс учения в удостоверение чего и выдано ему сие свидетельство.

1893 год 23 мая

Подписи: епархиальный наблюдатель - Василии Ястребов

Законоучитель - Василии Маврикийский Учитель - Любовь Станкова Печать местной церкви.

ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРНЯЕВ

С 1896 года меняется расписание церквей Астраханской епархии на благочинные округа-XVII округ.

23 октября 1897 года на место священника к Покровской церкви определен заштатный священник Троицкого собора Петр Черняев. Сын священника, в 1862 году закончил курс в Астраханской Духовной Семинарии с аттестатом 2-го разряда. Работал учителем сельской школы в селе Торговое Черноярского уезда и псаломщиком походно-улуской церкви. 23 августа 1864 года рукоположен в дьяконы Астраханской Христо -Рождественской церкви. С 18 ноября 1865 года по 6 мая 1866 года занимался в Комитете по разборке и приведению в порядок отдела архива Астраханской Духовной Консистории. 6 марта 1866 года рукоположен в священники к Княжескому Казанскому молитвенному дому Енотаевского уезда. С 1869 по 1895 гг занимал должность законоучителя в Енотаевском мужском приходском училище. 3 ноября 1871 года за усердие по службе священнослужителя и по должности законоучителя награжден набедренником. С 12 ноября 1877 года по 12 ноября 1879 года занимал должность Члена Благочинного Совета I Енотаевского округа. В 1873 году 19 апреля Указом Астраханской Духовной Консистории за №1538 назначен приводить к присяге у должностных лиц и в присутственных местах города Енотаевска, какую должность проходил до 1895 года. В 1875 году 5 апреля за отличную усердную и полезную службу Высочайше награжден скуфьею. 22 марта 1882 года по определению Святейшего Синода, награжден за отличную усердную службу по гражданскому ведомству камилавкою. В 1892 г. 27 ноября Указом Астраханской Духовной Консистории №739 назначен духовником по благочинию г.Енотаевска. С 30 сентября 1892 года заведующий Енотаевской книжной лавкой до 24 апреля 1895 года. В 1897-98 гг был заведующим и законоучителем ЦПШ в селе Ивановка. (Учительницей в эти годы была Анна Васильевна Дмитриева.) 1 мая 1898 года Петр Черняев уволен за штат в связи с болезнью. Умер он 6 июля 1898 года в возрасте 65 лет.

ИВАН ПЕТРОВИЧ ПУРПУРОВ

1898 год-определен на вакансию священника 22 мая Иван Пурпуров, окончивший курс Астраханской духовной семинарии и ранее бывший дьяконом Димитриевской Болхунской церкви. Иван Петрович Пурпуров прослужил в Покровской церкви пятнадцать лет. Должность церковного старосты с 1898 года исполнял Федор Чернов. Уже в 1899 году обществу села Ивановки объявлена благодарность за пожертвование в местную церковь паникадила за 320 рублей. В 1900 году при церкви было 1375 прихожан, из них 678 мужчин и 697 женщин. Священник Иван Пурпуров был Членом Енотаевского Уездного отделения Епархиального

Училищного Совета, занимал должность заведующего и законоучителя ЦПШ.

11 октября 1900 года возбуждено ходатайство по вопросу обеспечения Ивановской ЦПШ, Енотаевского уезда и постановке здесь обучения черчению. Из отчета о состоянии ЦПШ Астраханской Епархии за 1900г: «Иван Пурпуров принадлежит к числу лучших деятелей в уезде; он много позаботился о внешнем и внутреннем благоустройстве школы.

Отзыв уездного наблюдателя (из отчета). «Учительница Аполлинария Лащинская за 2 года учительства заявила себя усердием, полной преданностью школе; серьезным отношением к делу и уверенностью в занятиях, учащиеся дают свободные, осмысленные ответы, выглядят приличными детьми с добрыми навыками. Лащинская одна из лучших учительниц». Выделен как усердный и полезный труженик учитель пения псаломщик И.Благонравов, «в Ивановской школе хорошо поставлено пение, где из учащихся стараниями псаломщика И.Благонравова составлены школьные хоры». Расходы на отопление, освещение школы и содержанию прислуги были приняты на общественный счет. В 1900-1901 году школу посетил Астраханский наблюдатель. Законоучитель И.Пурпуров продолжил труды по школьному делу с установившимся вниманием, преданностью делу и успехом. В 1903 году И.Пурпуров награжден набедренником, в 1907 году-скуфьей.

14 лет прослужил псаломщиком в приходе Иван Герасимович Благонравов. 13 октября 1906 года он перемещен в Енотаевский собор. Прихожан в то время было 1491 человек. Жалованье псаломщика 100 рублей казенное и 50 рублей от общества. Земли для причта пахотной 17 десятин, сенокос 16 десятин. 23 октября на псаломническую вакансию назначен окончивший курс духовной семинарии Василий Гвоздев. В 1907 году в ЦПШ проведено 21 народное чтение, народу присутствовало на них от 40 до 120 человек. Воспитывая и обучая детей, ЦПШ не оставляла в то же время своим вниманием и взрослое население. Предметом чтений в основном являлись статьи религиозно-нравственного содержания, а также отделы церковно-исторические, церковно-бытовые, нравоучительные, сельскохозяйственные, по медицине, гигиене, по поводу современных событий, переживаемых отечеством, газетные сообщения, популярные брошюры о Государственной думе, о народной трезвости. Чтения проводились в вечернее время или между утренней и литургией. Например, поучение по случаю холеры. В 1908 году уволен за штат псаломщик Василий Гвоздев 4 согласно прошению 30 июня. 12 октября Василий Гвоздев уволен на службу псаломщиком в Сухумскую епархию. Прихожан на 1908 год - 1631 человек, жалованье священническое 100 рублей, псаломщика -50 рублей.

2 сентября 1908 года допущен к исправлению должности псаломщика сын священника Владимир Третьяков.

Вероятно, сын Никольского священника Тихона Третьякова. Его дед Илья Третьяков похоронен в ограде Никольской церкви. В 1909 году Иван Пурпуров-депутат Государственной Думы. В феврале 1913 года Владимир Третьяков уволен. Прихожан на то время было 1594 человека, жалованье 150 рублей, пахотной земли 21 десятина, сенокос-20 десятин. На вакансию псаломщика назначен (старший сын Иван Герасимовича Благонравова) -Иван Иванович Благонравов (16.10.1894-20.07.1979 гг.) Место рождения с.Ивановка, последние годы проживал г.Астрахань, Советский р-н, ул.Бэра, д.21, кв.53. Воспитанник Астраханской Духовной семинарии с 1913 по 1916 гт. служил псаломщиком и был учителем пения в ЦПШ с. Ивановка. В 1913 году 8 августа Иван Пурпуров перемещен согласно прошению на священническую вакансию к Красноярскому собору. 12 августа назначен на священническое место окончивший курс АДС Василий Никольский.

ИЗ ОБОЗРЕНИЯ ПРИХОДОВ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ НИКОДИМОМ - ЕПИСКОПОМ АСТРАХАНСКИМ.

8 сентября отбыл на теплоходе «Михаил» из Астрахани. Посетил Замьяны, Енотаевск, Ветлянку. На обратном пути вторично прибыл в Енотаевск на пароходе 16 сентября к вечеру. Отсюда на лошадях проехал в Ивановку, Федоровку, ст.Михайловскую, затем во Владимировку и Косику. Переночевав на пароходе, на другой день 17 сентября в 7 часов утра отбыл на лошадях в Ивановку в 6 верстах от Енотаевска. Случилось, что священника в селе не было. Бывший священник Иван Пурпуров в августе перевелся в Красный Яр, а новый еще не прибыл. Посему для встречи заранее прибыл в Ивановку местный благочинный (наблюдатель за порядком в части епархии) протоирей В. Иконицкий. Как только с колокольни был замечен экипаж с Преосвященным, тотчас начался звон в большой колокол, а при въезде в село перезвон. У церковной ограды его Преосвященство был встречен церковным старостой Ф.Черновым с хлебом-солью. В храме Владыку встретил со святым крестом местный благочинный. По облачению в мантию и целованию святого креста, при пении тропаря храмового праздника «Днесь благоверные люди», Владыка проследовал в алтарь, где облачившись у святого престола в омофор и митру, вышел на средину храма и, в соучастии о. ключаря, благочинного и двух иподьяконов, торжественно совершил молебен храмовому празднику-Покрову Божьей Матери.

В храме в это время собралось много молящихся, а также собрались учащиеся местной церковной школы вместе с учительницей (предположительно Алексеева Евдокия Семеновна-1910 год или Козлова Лидия Яковлевна-1915 год). По провозглашению трижды многолетия Царствующему Дому, Преосвященному Никодиму и всем православным христианам, Владыка осенил молящихся святым крестом и затем обратился к собравшимся с поучением. Он говорил на тему храмового праздника. Кратко, но ясно и точно Владыка передал историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы, затем остановил внимание слушателей на дивном образе Божьей Матери, указал на ее смирение, всегдашнее молитвенное настроение, любвеобилие и прилежание к труду. Затем Владыка подробно развил ту мысль, что, по успению своем Матерь Божья сделалась молитвенницей и заступницей рода христианского пред своим Божественным Сыном, подающей всем с верой прибегающим к ней заступление и утешение. В заключении Владыка убеждал по возможности подражать дивным и великим добродетелям Матери Божьей и как можно чаще, всегда и во всем прибегать к заступлению и Покрову ее, прося с верой и любовью во всех своих нуждах и бедах, как преимущественно Покровительницу храма и веси сея. Громкое внятное произношение поучения простым и удобопонятным языком произвело глубокое впечатление на присутствующих в храме. По окончанию поучения Владыка вошел в алтарь, где осматривал церковную утварь ризницу, и, найдя ее недостаточной и бедной, советовал всем миром стараться о привлечении прихожан к пожертвованию на храм. Затем, выйдя из алтаря, Владыка сошел с амвона к учащимся и стал спрашивать их по Закону Божию. Кроме сего Владыка спрашивал молитвы и краткие сведения из св. истории. Так как в знании истин веры учащиеся оказались слабыми и мало подготовленными, Преосвященный преподал наставление учащим в особенности обратить внимание на ясное усвоение детьми первоначальных и главных истин веры, так как это составляет краеугольный камень всего обучения детей Закону Божьему. Отец Благочинный при этом счел долгом объяснить Владыке слабость учеников в знании Закона Божьего долгим отсутствием местного священника как члена Гос. Думы и преподавание этого предмета было поручено учительнице. Пожелав детям лучших успехов и благославив их и народ, Владыка направился к выходу из храма. Здесь церковный староста Федор Чернов и члены церковного попечительства обратились с просьбой к Преосвященному поскорее назначить им священника, на что Владыка, ничего не зная сказал, что назначил им священника, который скоро и прибудет; но когда о.Благочинный заявил, что бывший их батюшка ушел потому, что они отняли у него жалованье в 200 рублей, то Архипастырь ответил депутации, что не даст им священника до тех пор, пока они не возвратят отнятых 200 рублей. Затем церковный староста просил посетить его квартиру и откушать чаю, на что Владыка согласился, заметив при сем, что, кстати, на квартире он просмотрит церковные книги. В доме церковного старосты Владыка осмотрел книги: брачно обыскную с документами, исповедную, клировую ведомость, книгу братских доходов и др. При осмотре клировой ведомости, между прочим, Владыка обратил внимание и не мало был удивлен заметкою, что имеющаяся в пользование у причта земля в количестве 21 десятины, сдается в аренду всего только за 2 рубля в год. По заявлению причта и церковного старосты, такая малоценность земли происходит вследствии постоянных неурожаев и малопригодности земли. Владыка поэтому посоветовал лучше и полезнее не сдавать в аренду эту землю, что тем улучшить несколько качество земли. А на заявление, что почва песчаная и неудобная для посева хлеба, Владыка посоветовал использовать ее для бахчей. Откушав чай и преподав хозяевам дома соответствующее благославение, Владыка отбыл на лошадях в следующее село Федоровку.

(Никодим прослужил 11 месяцев, почил 13 марта 1914 года)

ВАСИЛИЙ МАРКИАНОВИЧ НИКОЛЬСКИЙ

С 1913 года священником Покровской церкви служил Василий Маркианович Никольский (1889-1922 гг). Глава этой семьи священнослужителей-Маркиан Николаевич Никольский, 1857 г. р., дьяк, его жена Пелагея Николаевна, 1863 г. р.. дочь священника. В семье было семеро детей. Сыновья - Василий и Николай. Дочери Александра, Мария, ?, ?, Ликития (1906г). Оба сына были священнослужителями. Мария Маркиановна была замужем за псаломщиком Ивановской Покровской церкви И.И.Благонравовым. В.М. Никольский и И.И.Благонравов вместе учились в 1908 году в 1 классе

АДС. Василия Маркиановича отдали в 1 класс Астраханской Духовной семинарии в 1907 году. Семья тогда проживала в г.Красный Яр, где Маркиан Никольский служил псаломщиком в соборе. В 1909 году псаломщик М.Никольский перемещен к Петро-Павловской церкви г. Астрахань. В 1913 году В.М.Никольский заканчивает полный курс семинарии по второму разряду и назначается на священническую вакансию к Покровской села Ивановки. В 1913 - 1914 гг. он является заведующим и законоучителем в церковно -приходской Ивановской смешанной школе. В 1914 году «преподано Архипастырское благославение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Филарета, Епископа Астраханского и Енотаевского 3 декабря вдове Астраханского мещанина Александре Крицковой за пожертвование полного священнического облачения в церковь села Ивановки стоимостью 250 рублей».

«25 января (1914 г.) Астраханской мещанке Александре Крицковой, урожденной Черновой, за пожертвование ею на средства умершей матери ея Елены Черновой колокола для церкви ст.Ветлянинской Енотаевского уезда, стоимостью в 3690 рублей и из личных средств ея, жертвовальницы Крицковой 160 рублей на устройство звонницы для пожертвованного колокола». (Предположительно А.Крицкова являлась дочерью церковного старосты Покровской церкви Федора Чернова.) В 1915 году объявлена благодарность Его Преосвященства. Преосвященнейшего Филарета.

Епископа Астраханского и Енотаевского 1 января церковно-приходскому попечительству церкви села Ивановки, Енотаевского уезда, за пожертвования 1472 рубля на приобретение нового колокола для местной церкви. 6 июня 1916 года согласно прошению Федор Чернов уволен с должности церковного старосты. 16 июля в должности церковного старосты утвержден Федор Починков. 1 июля 1916 года согласно прошению псаломщик И.Благонравов переведен в село Бахтемирское. Жителей в Ивановке-1653 человека, жалованье псаломщика-100 рублей, 21 д. пахотной земли, 20д. сенокоса, дом общественный.

19 сентября 1916 года открывается одноклассное Ивановское училище.

15 ноября мещанин Николай Бабушкин временно допущен к исполнению должности псаломщика.

2 марта 1917 года опубликован акт об отречении Государя Императора Николая II за себя и за сына. Церковь приняла сторону Временного Правительства. Во всех сельских православных храмах в первый воскресный или праздничный день после Божественной литургии совершены «молебствия» об «утешении страстей с провозглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и благоверному Временному Правительству»

« Ближе друг к другу.» (АЕВ №9 от2 мая 1917 года) «...Вихрь политического переворота опрокинул все, что считалось навеки незыблемым. Громады условных форм жизни и привычных понятий отброшены долой...

Забилась, забурлила, клокочет новая жизнь, в ее стремительном потоке уносятся в тьму забвения со страницы старой государственной истории целые главы. Торопливо, лихорадочно нервно взамен их пишутся новые страницы».

Собрание духовенства г.Астрахани проведено в марте и апреле. С первых же дней Российской революции астраханское духовенство показало, что оно искренне предано своему Отечеству, желает ему исключительного блага и признает новое Временное Правительство.

29 марта 1917 года за отлично-усердную службу священник села Ивановка В.Никольский награжден набедренником.

16 мая уволен с должности церковного старосты согласно прошению Федор Починков. 26 октября утвержден церковным старостой Кирилл Костин.

В 1917 году церковь была отделена от государства. Дома батюшки и псаломщика были отданы под избу-читальню и клуб. Василий Никольский служил в Покровской церкви до 1922 года.

Умер в возрасте 34 года, похоронен в церковной ограде. Его вдова Никольская Людмила Васильевна в 20-е годы заведовала единой трудовой трехлетней советской школой. Жила в маленькой комнатке при школе с матерью и двумя детьми. Старшая дочь Вера и сын Александр. Сын Александр рожден 07.03.1918 года. Восприемники при крещении-священник Свято-Троицкого собора г.Енотаевска, Яков Козлов и жена учителя села Заплавного Аполлинария Васильевна Руденко. (Возможно сестра Людмилы Васильевны.) Последний батюшка Борзунов с семьей жили на квартире. У него было двое детей. Старшая дочь Надя и сын Володя. В 30-е годы, когда церковь закрыли, семья сразу же уехала из села. В годы Советской власти здание находилось в собственности колхоза им.Ленина, использовалось как склад.

Сейчас находится в плачевно критическом состоянии.

Ветхое здание ЦПШ было разобрано и из него построены в степи колодцы.

Вот какую историю поведала нам старая Покровская церковь села Ивановка...

Внутренний вид алтарной преграды

Являясь деревянной постройкой второй половины 18 века, здание должно по праву считаться памятником культуры, как самое старое культовое строение в районе.